Новое в налоговом законодательстве

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения к статьям 391 и 407 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 октября 2018 года № 378-ФЗ).

Так, женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины, достигшие возраста 60 лет, получат льготы по имущественным налогам, на которые раньше имели право только пенсионеры.

Изменения связаны с поэтапным повышением пенсионного возраста на пять лет для мужчин и для женщин. В 2028 году, когда закончится переходный период, мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины – в 60.

Таким образом, женщины, достигая 55 лет, и мужчины – 60 лет, смогут пользоваться федеральными льготами по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, то есть получат привилегии, которые есть у пенсионеров.

В частности, граждане «предпенсионного возраста» будут освобождены от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости определенного вида при условии, что он не используется в предпринимательской деятельности. Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира, часть квартиры или комната, гараж или машиноместо, хозяйственная постройка площадью не более 50 квадратных метров. Из каждой категории можно выбрать по одному объекту и не платить налог за него.

Кроме того, при расчете земельного налога граждане «предпенсионного возраста» будут иметь право уменьшить сумму налога на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли. Если участок 6 соток и меньше, платить налог вообще не придется. Если он больше, налог рассчитают за оставшуюся площадь.

Гражданин, имеющий два или больше участков, может выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет, и направить уведомление об этом в любую инспекцию. Вычет будет применен автоматически для одного участка с наибольшей суммой налога.

Для того чтобы воспользоваться налоговой льготой, граждане «предпенсионного возраста» должны подать в Федеральную налоговую службу соответствующее заявление.

Расширен перечень стратегически важных товаров и ресурсов, контрабанда которых в крупном размере влечет уголовную ответственность

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2018 № 1259, вступившем в силу 23.1.2018, расширен перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Указанное постановление включило в перечень стратегически важных товаров и ресурсов изделия из драгоценных металлов; часы наручные, карманные и прочие, предназначенные для ношения на себе или с собой, включая секундомеры, с корпусом, изготовленным из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом; корпуса для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом; ремешки, ленты и браслеты для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, и их части из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом, а также руды и концентраты драгоценных металлов.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил порядок привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда

Пленум Верховного Суда РФ 29 ноября 2018 года принял постановление № 41, в котором разъяснил судам нормы уголовного закона об ответственности за нарушения требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст.ст. 143, 216 и 217 УК РФ). Так, Верховный Суд РФ пояснил, что к ответственности по ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда) могут быть привлечены руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда. Ответственность по указанной статье также могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или соответствующие специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору, если на них непосредственно возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда работниками и иными лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

Потерпевшими по уголовным делам об этом преступлении могут быть не только работники, с которыми заключены трудовые договоры, но и те лица, с которыми трудовой договор не заключался либо не был оформлен надлежащим образом, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя. Потерпевшими также могут быть и иные лица, участвующие в производственной деятельности работодателя, указанные в ст. 227 Трудового Кодекса РФ, например, получающие образование в соответствии с ученическим договором.

Для отграничения преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных ст.ст. 216 и 217 УК РФ, суд должен ориентироваться на вид работ, при производстве которых были нарушены специальные правила. Если нарушение было допущено при производстве строительных или иных работ, а равно работ на опасных производственных объектах, то содеянное при наличии других признаков преступлений должно квалифицироваться по ст. 216 или 217 УК РФ. При этом потерпевшим от таких преступлений может являться любое лицо, которому деянием причинен имущественный или физический вред.

В ходе рассмотрения каждого дела о преступлении по указанным статьям Уголовного Кодекса РФ, подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.

Кроме того, необходимо выяснить и роль лица, пострадавшего в происшествии. Если несчастный случай на производстве произошел только из-за небрежного поведения самого пострадавшего, суд должен, при наличии к тому оснований, оправдать подсудимого. Если же наступившие последствия являются результатом как действий (бездействия) лица, виновного в нарушении специальных правил, так и небрежности, допущенной потерпевшим, суд должен учесть такое поведение потерпевшего при назначении наказания подсудимому.

Также Верховный Суд РФ объяснил судам, что, если несчастный случай произошел с лицом, которое выполняло работы, или оказывало услуги на основании гражданско-правового договора, в том числе договора бытового или строительного подряда, договора возмездного оказания услуг, в действиях заказчика соответствующих работ или услуг отсутствует состав преступления, предусмотренного ст.ст. 143, 216 или 217 УК РФ.

Субсидию по ЖКХ дадут без справки об отсутствии долгов

28 ноября 2018 года Президент России подписал закон № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Основное нововведение данного закона заключается в том, что граждане будут освобождены от обязанности доказывания у них долгов по ЖКХ, что является одним из условий для получения льгот по оплате коммунальных услуг.

В законе сказано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивает в порядке, установленном правительством сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается.

Также в законе сохраняется положение о том, что субсидии не предоставляются тем гражданам, у которых есть подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате ЖКУ, образовавшаяся за период не более чем три последних года.

Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации получает самостоятельно.

Нововведения вступят в силу 1 января 2021 года. Необходимость их принятия аргументирована тем, что иногда граждане не могут получить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за того, что управляющие организации предоставляют недостоверные или неточные сведения.

Отметим, что в августе текущего года Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что субсидия на оплату ЖКХ может быть назначена и «должникам», если причины долга являются уважительными. Суд отметил, что само по себе наличие у гражданина долга по оплате услуг ЖКХ не служит безусловным основанием для приостановления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении.

Прокурор наделен правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о недобровольной госпитализации лица

В законодательство об административном судопроизводстве внесены изменения, направленные на защиту здоровья отдельных граждан и окружающих, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о недобровольной госпитализации лица.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 213-ФЗ внесены изменения в статьи 275, 281 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которыми прокурор наделен правом обращения в суд с административным исковым заявлением о госпитализации гражданина в недобровольном порядке в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока такой госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

Это же право предоставлено прокурору и для помещения гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. Ранее таким правом обладал лишь руководитель медицинской организации, оказывающей соответствующую медицинскую помощь.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации подписывается прокурором и подается в суд по месту нахождения медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

В случае если административное дело о госпитализации гражданина возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу. Судом административное дело подлежит рассмотрению в течение пяти дней со дня принятия искового заявления к производству.

Внесены изменения в законодательство о лекарственном обеспечении граждан

Правительством Российской Федерации 20 ноября 2018 года принято постановление № 1390 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования лекарственного обеспечения».

Постановлением установлен порядок формирования перечня лекарственных препаратов для обеспечения лиц, больных редкими заболеваниями. Кроме того, в числе прочего предусмотрено предоставление субсидий регионам на закупку лекарств для лечения лиц, больных отдельными редкими видами заболеваний; к полномочиям Минздрава России отнесено создание, развитие и эксплуатация единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в том числе обеспечивающей ведение федеральных регистров лиц, больных гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов.

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

Расследование несчастных случаев в образовательных организациях

Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на образовательные организации возложена обязанность осуществлять расследование и учет несчастных случаев, произошедших с лицами, обучающимися в данных организациях. Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602, вступил в силу 13.10.2017.

Согласно п. 3 Порядка расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день, либо смерть обучающегося, если указанные несчастные случаи произошли:

а) во время учебных занятий и мероприятий, связанных с освоением образовательных программ, во время установленных перерывов между учебными занятиями (мероприятиями), проводимыми как на территории и объектах организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и за ее пределами, в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также до начала и после окончания учебных занятий (мероприятий), время которых определены правилами внутреннего распорядка обучающихся, графиком работы организации, осуществляющей образовательную деятельность и иными локальными нормативными актами;

б) во время учебных занятий по физической культуре в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

в) при проведении внеаудиторных, внеклассных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия организовывались и проводились непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

г) при прохождении обучающимися организации, осуществляющей образовательную деятельность, учебной или производственной практики (далее - практика), сельскохозяйственных работ, общественно - полезного труда на выделенных для этих целей участках организации и выполнении работы под руководством и контролем полномочных представителей организации, осуществляющей образовательную деятельность;

д) при проведении спортивных соревнований, тренировок, оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

е) при организованном по распорядительному акту руководителя (его заместителя) организации, осуществляющей образовательную деятельность,

следовании обучающихся к месту проведения учебных занятий или мероприятий и обратно на транспортном средстве, предоставленном руководителем (его представителем) организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественном или служебном транспорте, или пешком;

ж) при осуществлении иных действий обучающихся, обусловленных уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, или правилами внутреннего распорядка либо совершаемых в интересах данной организации, в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо при выполнении работ по ликвидации их последствий.

Под несчастными случаями, произошедшими с обучающимися понимаются такие повреждения здоровья, как телесные повреждения, в том числе нанесенные другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями, повреждения здоровья вследствие взрывов, аварий (в том числе в дорожно-транспортных происшествиях), разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, смерть обучающихся.

Руководитель образовательной организации при наступлении несчастного случая обязан немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и, при необходимости, доставку его в медицинскую организацию; принять меры по фиксированию до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия; принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай; проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, а также родителей или законных представителей пострадавшего; а также принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

При расследовании несчастного случая в образовательной организации незамедлительно должна быть создана комиссия. При этом порядок создания комиссии, состав и срок расследования несчастного случая зависят от того, какой несчастный случай расследуется. Расследование несчастного случая, произошедшего с обучающимся, получившим легкую травму, проводится комиссией в течение трех календарных дней с момента происшествия. При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом комиссия по расследованию несчастного случая создается учредителем и ее состав утверждается распорядительным актом учредителя. Родитель (законный представитель) несовершеннолетнего пострадавшего имеют право на личное

участие в расследовании несчастного случая (без включения в состав комиссии), а также на ознакомление с материалами расследования несчастного случая.